среда, 20 августа 2008 г.

Традиционный анализ статьи

Как создать шедевр публицистики на пустом месте, когда нет войны, ни горячей, ни холодной, ни Олимпиады, вообще ничего? Когда ничего нет - есть СМИ. Которые лживые и беспощадные, марионетки в руках властьимущих. Всегда легко наглядно показать, какой была молодёжь раньше и какой она стала теперь и что если срочно ничего не поменять, то российское общество встанет "раком" перед лицом врага.
Телевидение создало очень много посредственных передач, предназначенных для большинства населения, проще говоря, стада. Эти передачи отличаются доступностью, они яркие, в них участвуют люди из народа, такое же быдло как и мы. Им раздают роли и они их исполняют. Есть зал, который апплодирует, есть ведущий, которого любят. Да, такие передачи не несут ничего положительного и нисколько не развивают человека. Они несут в себе элемент скандала, который заставляет зрителей переключить кнопку именно на этот канал. Есть много способов привлечения внимания: схлестнуть 2 стороны давнего конфликта, обсудить какое-то чрезвычайное происшествие, представить звёзд в новом ракурсе и тп. Механизмов обретения рейтинга полно и они сводятся как и всё попсовое к доступности и низкому качеству.
Уже давно российских зрителей можно разделить на 2 основные группы: те, кто смотрит Дом2 и нормальных людей. Вот типичный анализ передачи от Минкина. Его статья, как и сама передача - пустая и никому по сути ненужная, но засчёт скрытых оскроблений и выпадов, она как и та передача делает бурю в стакане воды и заставляет читать её и смотреть эту передачу.Под катом собственно статья
[cut диалоги с вагиной]

Ксюша на приеме у Дон Кихота, или Как делают телепередачу

Рисунок Алексея Меринова

Обычно телепередачу сначала смотрят, а потом (иногда) читают о ней. Но этой передачи (про Ксюшу) еще не было. Она скоро выйдет в эфир.

Эта новая передача называется “Гордон Кихот”. В эфире уже были два выпуска: о каком-то писателе и о Мавроди. Надо рассказать, как это делается.

Приглашение

Звонит телефон. Ласковый и торжественный голос:

— Здравствуйте! Это Первый канал!! Мы приглашаем вас принять участие в передаче Александра Гордона! Вы нам очень нужны!

— А о чем?

— Пошлость на телеэкране. Вы — как?

— Да, тема важная. Может, и приду.

— А какая у вас позиция? Вы за или против?

— Вы о чем?

— О пошлости на телевидении.

— Я против.

— А вы не могли бы озвучить вкратце, что вы будете говорить?

Эти барышни с телевидения — они стараются; обижаться на них нельзя. Они просят запихать огромную проблему в одну фразу — поневоле задумаешься. Ведь неизбежно получится лозунг вроде “Миру — мир!” или “Долой кровавый режим!”.

…ТВ призывает бороться с пошлостью. Поверить трудно (как производитель пошлости сам с собой станет бороться?), но желание благое. Мы обязательно увидим, как в дневную передачу “за мораль” вклеится реклама ночного порно.

ТВ называет пошлостью некоторые передачи, которые мы называем растлением, убийством детских душ. А ТВ говорит: “Какие ко мне претензии? Я еду к продвинутым, а эти дети сами бросаются под колеса”.

Аплодисменты

В студии две трибуны лицом к лицу. На передних лавочках основные участники — “эксперты”. За ними разнообразная публика.

На нашей лавочке четверо (мы — против пошлости), а напротив — четверо, которые, видимо, за. Между нами барьер, вкруг него прохаживается Гордон — автор и ведущий.

Ждем начала записи, скучаем. Строгий голос из мощного динамика командует:

— Аплодисменты.

Послушная публика аплодирует. Кому? Чему? Проходит секунд 15 и опять:

— Аплодисменты.

Публика аплодирует. Через 15 секунд опять. Потом еще. Постепенно догадываешься: эти кусочки аплодисментов потом будут вклеены при монтаже в нужные места. То есть режиссер сам решит, какое место в передаче удостоится наших аплодисментов. Такого никогда раньше не видал. Обычно во время записи телепередач на трибуну сажают подсадного. У него в ухе такая штучка, ему режиссер из аппаратной командует: “Аплодисменты!” Подсадной по команде делает первые хлопки, а люди так устроены: услышав аплодисменты, немедленно начинают хлопать. Они, наверное, думают, что первым захлопал самый умный, который все понял и надо поскорее захлопать, чтобы тоже выглядеть понятливым.

А тут — попросту, без подсадных. Команда, аплодисменты, пауза, команда, аплодисменты, пауза… Народ, освоившись, возобновляет разговоры с соседями, кто-то уткнулся в книжку, кто-то в кроссворд. Строгий голос недоволен:

— Во время аплодисментов всем смотреть в центр зала!

Понятно. Если на экране публика будет аплодировать, а в это время кто-то читает, кто-то треплется между собой, то эти аплодирующие будут производить странное впечатление. Но даже то, что они стали смотреть в центр зала, вряд ли спасет. Лица пустые, скучные.

Работники мясокомбината не едят сосиски (видят, из чего и как они делаются). Смотрят ли операторы, продюсеры, редакторы свое? Смотрят ли они это дома, в готовом виде?

…Аплодисменты — техническая деталь, мелочь. Зачем об этом так подробно?

Вдумайтесь: людям было приказано двадцать раз аплодировать ничему и при этом “смотреть в центр”, где ничего (Гордон в это время куда-то ушел).

Люди аплодировали пустому месту. Они согласились притворяться.

Люди аплодируют, когда их что-то восхищает. Здесь они не испытывали вообще никаких чувств. Так наемная партнерша стонет, изображая то, чего нет. И публика в студии поставлена в позу наемной партнерши. Только этого не говорят, и вроде бы все прилично.

А программа называется “Гордон Кихот”. Такое название к чему-то обязывает.

Обманутые и униженные

И вот — начали! Гордон вернулся в студию, произнес несколько красивых фраз (мол, он решил бороться с ветряными мельницами) и объявил:

— Встречайте героиню передачи — Ксению Собчак!

И оказалось, что нам целый час предстоит обсуждать Ксюшу (ее ум, красоту, ее теле- и радиопередачи, ее взгляды и заработки). Сидевшая рядом со мною актриса в какой-то момент не удержалась и спросила: “Как же так? Меня же звали обсуждать пошлость, а не эту?”

Стало ясно, что не одного меня приглашали обсуждать проблему, а на самом деле запланировано было обсуждение (пиар) конкретной персоны.

На минувшей неделе передача “Гордон Кихот” началась с тех же красивых фраз, а потом Гордон объявил:

— Встречайте героя передачи — Мавроди!

После первого же вопроса Мавроди с изумлением и негодованием воскликнул:

— Зачем об МММ?! Меня же позвали на разговор о моей книге!

Что ему не хочется “об МММ” — понятно. Но в данном случае интересен не он, а то, что его обманули. Как и нас: заманили обманом.

Дон Кихот?

Позвать людей, сказав каждому, как его очень-очень уважают, и заставить обсуждать жулика, заставить обсуждать даму с очень сомнительной репутацией (она себя называет “девушкой”, а в печати ее, случается, называют “содержанкой”).

Кихот

— Вы — умная, красивая, талантливая...

Гордон говорил это в лицо Ксюше, публика сидела молча. (Если в этом месте будут аплодисменты, знайте: их вклеили.) Гордон говорил без восторга, равнодушно, как “три рубля, пять рублей”. Но часть зрителей решит, что это правда, раз так говорят по телевизору.

А мы (в студии) молчали. Что скажешь? Пустые глаза? Фальшивая улыбка?

Красавица? — кому как. С точки зрения глянца потрясающая Джульетта Мазина — никчемная лупоглазая мелочь, урод; великая Эдит Пиаф — невзрачная, серая, смотреть не на что.

Черты Ксюшиной физиономии кому-то нравятся, кому-то нет. Проблема в ином: нет обаяния. В ее взгляде светятся цинизм, злоба, чаще всего — просто холод (как в морозилке), но ни разу ни искры добра и любви.
Речь не о физических параметрах личности (идеал: 90-60-90), а о впечатлении, которое она производит. Нет симпатии — и значит, будь даже это лицо красивым, оно отталкивало бы хищным оскалом, хотя она, вероятно, считает, будто улыбается. Нет. Раздвигать губы и обнажать зубы — не значит улыбаться. Точно так же, как раздвигать ноги — не значит любить.

Гордон выглядел усталым, не скрывал скуки (а иногда вроде бы и отвращения) и тянул, и тянул диалог с дамой. Трудно ему было, бедному. Он ее спросил: “Вам не стыдно быть такой талантливой и красивой?”. А в ответ:

— Мне 27 — пока стыдиться нечего. Мне же не 40.

Кажется, ни она, ни Г.-Кихот не поняли, что она сказала. А она сказала, что 40 лет это стыдно. Видать, старше 40 это вообще позор, лучше удавиться. (Моя соседка-актриса стиснула зубы.) Если это место останется — что почувствуют телезрительницы?

Такую фразу может сказать только классическая дура. Но ксюшам простительно; они испытывают смертельный ужас перед надвигающимся возрастом. В душе пустота, единственная ценность — оболочка, а она с годами все хуже, все дешевле. Поэтому все силы — на диету, массаж, макияж, ежедневная многочасовая работа. Какое издевательство судьбы! — чтобы быть красивой, они вынуждены ежедневно и очень внимательно разглядывать собственные поры.

О свободе

Гордон убеждал героиню: не пора ли закрыть отвратительный “Дом-2”, к молодым участникам которого Ксюша не скрывала презрения (мол, они быдло, с ними неинтересно, мол, ей духовно гораздо ближе аудитория “Серебряного дождя”).

ГОРДОН. Так закройте “Дом-2”.

КСЮША. Нет, это мой бюджетообразующий проект.

Это значит, “Дом-2” приносит даме основной доход, она на это (как сама утверждает) хорошо живет. Вот за счет этого быдла.

Действовать за деньги — называется зарабатывать. Аморальные действия за деньги называются иначе. Например, проституция.

Гордон догадался заговорить с ней о свободе… (В свое время кто-то догадался поговорить с маршалом Буденным о литературе и спросил об авторе “Конармии”: “Как вы относитесь к Бабелю?” Маршал подкрутил усы и ухмыльнулся: “Это смотря какая бабель!”.)

Со свободой у героини полный порядок:

— Я свободна! Я естественна!

Естественные собачки, например, какают в парке на глазах у взрослых и детей — какие претензии?
Вот фрагмент ее диалога в эфире радио “Маяк”:

“СОБЧАК. Мое поведение уже совершенно давно не нуждается ни в защите, ни в оправданиях, и я уж точно не пришла оправдываться и уже давно никуда не хожу оправдываться.

ВЕДУЩАЯ. Вам нужно прозреть.

СОБЧАК. Что она такая злая? У нее что? Мужика давно не было у этой вашей ведущей? Катечка, расслабьтесь. Массажик какой-нибудь”.

Такую не победишь в споре — ни в телестудии, ни в трамвае, ни на рынке. Вообще низшие организмы жизнеспособнее сложных. Мох, бактерия, таракан — по сравнению с человеком они неуязвимы, можно сказать, бессмертны.

Дон Педро?

Заявка безупречна: мол, вызываю на бой чудовищ и… Да, рыцарь, если вы отрубили дракону голову и он издох — браво! Не будет теперь, гад, поедать наших девушек.

Но скажите, рыцарь, кто победил? Вам, может быть, кажется, будто вы. Увы. Встает среди публики девушка Маша 17 лет и говорит, задыхаясь от волнения и восторга, что хочет быть как Ксюша!

Вы думаете, Маша поняла вашу тонкую иронию? Ваши замаскированные издевки? Она только и слышала: “Умная! Красивая! Богатая! Талантливая!”. Грязные деньги она приняла за чистую монету.

Маше 17. Маше не продают ни водку, ни сигареты, ей нельзя замуж, ей нельзя голосовать. А судить о ТВ она созрела? Созрела, сидя у телевизора.

Маша — глупая? Но простите, рыцарь, умные не нуждались в вашей условной эфирной зефирной битве с драконихой. Они и до вашей передачи с презрением смотрели на К.С. (если вообще смотрели в ту сторону).

А вот глупые — мечтающие стать как Кс., подражающие, завидующие, верящие, что богатый любовник и беспредельная наглость это и есть счастье, — вот их-то вы спасли от дракона? Или еще несколько тысяч (сотен тысяч) отдали на съедение, продали за рейтинг.

Дон Кихот?

Дон Кихот честен, храбр, не провоцирует, защищает добродетель и клеймит порок.

Дон Кихот — благородный порыв. “Гордон Кихот” — расчет. Дон Кихот спасает слабых, “Г.Кихот” соблазняет их. Можно утром бороться с пошлостью, а вечером — за свободу мата. Убытка не будет. Чем острее борьба, тем больше зрителей, а что еще надо?

* * *

Несколько лет назад у Гордона была другая передача. Он встречался с мудрецами — замечательными учеными (физиками, математиками, биологами…).

Они очень старались говорить попроще. Несмотря на это, иногда и половины не поймешь. А все равно было захватывающе интересно.

Гордон играл на повышение. Время изменилось, выгоднее играть на понижение.

Теперь он встречается с героями, которые стараются говорить умно, но все время понятны на 200 процентов. 100% — что говорят и 100% — что из себя представляют. Дискутировать с такими невозможно.

Мавроди и Собчак — разницы нет никакой: от них ничего нельзя узнать, ничего нельзя получить. Они могут только ограбить — и душу, и карман. Это один вид существ, ходячие деньги.

Нет, господа, в передаче не разоблачением клейменого жулика занимаются. Здесь ищут только одно: как притянуть вас к экрану? Что показать, что вы еще не видели? Вы в представлении ТВ — мухи, и вас заманивают на… (Ну не мёд же герои Гордона.)

И это не мельницы! Настоящий Дон Кихот ошибся — да. Но он ринулся в бой на великанов, абсолютно убежденный, что рискует жизнью. А эти кихоты кидаются, твердо зная, что перед ними муляж. Липкий, но есть влажные салфетки.

…Дон Кихот? Конечно, свобода позволяет к любому слову, кончающемуся на “дон”, прибавлять “кихот” (например, гондонкихот). Но душа восстает против такого использования еще сильнее, чем против ресторанов и теплоходов. Смешно, когда человек жалуется: “Я подцепил триппер на Тургеневе” (Брюсове, Блоке). Пушкину не в ущерб, если на площади Пушкина найдется бордель. Но когда шоумен присваивает себе высокое имя, то он тем самым принимает на себя обязательства соответствовать образу.

Дон Кихот-сутенер — невозможно. Провокатор, лжец, стяжатель — невозможно. Дон Кихот не назвал бы Мавроди героем. И не вызывал бы жулика на бой, а просто отколотил тупым концом копья. И уж точно не привел бы его к порядочным семейным людям для вечерней беседы.

* * *

Создать шедевр мировой литературы и строить ужимки перед телекамерой — разница, как гора и болото. С горы открывается даль. Погрязший в болоте не видит дальше ближайшей кочки. А потом жижа хлюпнет и не будет видно вообще ничего.

Зачем напрасно присваивать чужое славное имя? Рейтинга оно не даст. Юные маши — поклонники Ксюши — не читали Сервантеса (“Кто это?”). И зачем Дон Кихот на ТВ, где все мерится только деньгами?

С другой стороны, присвоение такого имени совершенно безопасно. Когда Брюсов (литератор, не теплоход) дописал “Египетские ночи” Пушкина, на это отозвался Маяковский:

Бояться вам рожна какого?
Что против Пушкину иметь?
Его кулак навек закован
В спокойную к обиде медь.

Настоящий Дон Кихот закован, не наденет Гордона на копье. И наши останкинские Гордон Кихот и Вдулсинея, не краснея, в полной безопасности.

“Гордон Кихот” — передача новая, но ничем не лучше и не хуже старых, заурядная, средняя. Она, как большинство других, опускает и зрителя, и своих создателей, хотя и так всё опущено дальше некуда.

И единственное, на что можно досадовать, она опускает Дон Кихота — одного из героев цивилизации.


[/cut]
[cut наиболее интересные комментарии]
у ксюши свой бизнес проэкт, у гордона -свой. у минкина тоже свой. прекольно, что статья с бичующим содержанием дает ссылки на женский журнал по ходу. молодец, минкин, набичуй жене на новую пудренницу!
***
Господа, будьте благоразумны и терпимы. "Элемент" самолюбования, конечно, присутствует. Делайте скидку на особенности национального менталитета г-на Минкина. Простим ему. Но А.Гордон заслуживает того, чтобы к нему подходили с высокой меркой. Кроме того, присутствуют некие обстоятельства: некая Катя Гордон, специфический душок "первого, нах, канала" и прочая канализация. Опуская детали, вывод очевиден: невыносимо трудно делать полезное ток-шоу на суверенном ТВ. Только "Апокриф" на Культуре и остался, но и он дотлеет.. Аминь.
***
Автор!
Что Вы пытаетесь толком сказать? Что все фальшивые и глупые, а Вы мудрый просветитель, оперирующий якобы «колкими» замечаниями.. Право глупо.
Все это выглядит нелепо и как-то.. грустно.
Все Ваше повествование построено с такой претензией на наимудрейшее высказывание, что вызывает только отвращение. Сидя в студии и имея возможность высказаться в лицо упомянутым в этой статье людям – Вы почему-то не решились, а сидя дома взяли и вот так запросто «за глаза» написали всякой ереси. Врят ли это делает Вам чести
Вся Ваша ирония и тонкий цинизм, на который Вы претендуете, делает Вас еще более жалким персонажем. Писать горазды почти все, а уж тем более критические статейки в которых, суть заключается лишь в собственном утолении личных комплексов путем «опускания» других… согласитесь, ужасно. Насколько видно по фотографии человек Вы уже взрослый, а ведете себя все как юноша, переживающий пубертатный период.
Говорить о пустоте душевной, интеллектуальной принадлежности и пр. другого человека – вообще наитупейший бред. Как можно строить догадки при личном незнании человека?!
В общем-то дело-то, конечно, хозяйское – пишите, что считаете нужным, просто удивляюсь людям, говорящим на каждом шагу о злобности, цинизме и прочем, но при этом сами являющие собой точно такую же субстанцию. Поднимая вопрос дурости, хорошенько подумайте, а не являете ли собой – именно то, о чем говорите.

А что касаемо сообщений о тупости и ограниченности К.Собчак – лучше молчите. Она весьма и весьма образованный человек и в отличие от Вас намного выше по интеллектуальным параметрам.
***
Для Ксюши участники Дом2 - быдло, для продюссеров Дом2 телезрители - быдло, для Гордон быдло общак, для общак быдло все.
Быдло зарабатывает на быдле и быдлее те, кто меньше всего заработают на быдле. А того кто заработает на быдле больше всех никто и никогда не назовет быдлом.
***
И руководство первого канала и Гордон явно перемудрили с этой передачей вообще, не зависимо от того, кого в ней обсуждают. Скучно, не логично, не искренне. Думаю, что этот проект на экране не задержится на долго.
Кто же такая К.Собчак? В прессе её часто называют "светской львицей", но она не подходит даже на роль облезлой кошки. К.С. - не более, чем МАРТЫШКА, ограниченная, тупая, убогая, с дешевыми и банальными ужимками. Её вытащили на поверхность только потому, что в Зоопарке светской тусовки пустовала клетка для мелких обезъян и не кому было забавлять публику. Вспомните басню Ивана Крылова "Мартышка и очки" - образ идеально подходящий под параметры К.Собчак - и внешне и по смыслу. То, что К.С. - дешевка - было прекрасно видно в программе "Розыгрыш" с её участием, где она продалась за безделушки, это и есть её истинное лицо, смысл всей её жизни. Продажная девка, и наглость ей необходима для того, что бы удерживать внимание публики. Очень интересно посмотреть когда и как она слетит с этого внимания и во что превратится в итоге!
***
И руководство первого канала и Гордон явно перемудрили с этой передачей вообще, не зависимо от того, кого в ней обсуждают. Скучно, не логично, не искренне. Думаю, что этот проект на экране не задержится на долго.
Кто же такая К.Собчак? В прессе её часто называют "светской львицей", но она не подходит даже на роль облезлой кошки. К.С. - не более, чем МАРТЫШКА, ограниченная, тупая, убогая, с дешевыми и банальными ужимками. Её вытащили на поверхность только потому, что в Зоопарке светской тусовки пустовала клетка для мелких обезъян и не кому было забавлять публику. Вспомните басню Ивана Крылова "Мартышка и очки" - образ идеально подходящий под параметры К.Собчак - и внешне и по смыслу. То, что К.С. - дешевка - было прекрасно видно в программе "Розыгрыш" с её участием, где она продалась за безделушки, это и есть её истинное лицо, смысл всей её жизни. Продажная девка, и наглость ей необходима для того, что бы удерживать внимание публики. Очень интересно посмотреть когда и как она слетит с этого внимания и во что превратится в итоге!
[/cut]
Но вообще каментов слишком много и они слишком разные. Эта тема не стоит и выеденного яйца, об этом могут писать только люди, которые представляют из себя баранку с точки зрения журналиста, а хороший публицистический слог с лихвой компенсирует журналисткое расследование. Чем больше говорят о какой-то публичной личности, тем больше её популярность. Взять хотя бы, чтобы далеко не ходить, Тёму: средний блог с матом и сиськами, ничего особо интересного, но засчёт того, что каждый первый о нём рассказывает, пишет обзоры, восхищается или клеймит позором, возрастает лишь количество ПЧ и рейтинг в Яндексе.

Оригинал

Комментариев нет: