воскресенье, 22 июня 2008 г.

подготовка к экзамену

Управление педагогическими системами
Литература: Сергеева В.П. «Управление образовательными системами» М.: 2002
Симонов В.П. «Педагогический менеджмент» М.:1999

Социально-педагогические системы.
1. Природа и сущность систем. Свойства, принципы и эволюция систем.
Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определённую целостность и единство.
В отечественной науке управления, под системой понимается совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование. Выделяют следующие виды систем:
1) Технологические, биологические и социальные.
2) Естественные и искусственные.
3) Открытые и закрытые.
4) Статические и динамические.
5) Простые моноструктурные и сложные полиструктурные.
К основным свойствам системы относится:
1) Целостность.
2) Совместимость/несовместимость с другими системами.
3) Стабильность.
4) Адаптация.
5) Способность к самосовершенствованию.
Развитие, эволюция систем любой природы подчиняется следующим законам:
1) Закон достижения цели. Обеспечивает переход системы в иное состояние или преобразование в новую систему.
2) Закон отрицания революции. При его несоблюдении нарушается стабильность системы или она разрушается.
3) Закон эволюционного толчка является усилием эффективного и ускоренного развития системы.
4) Закон доминирования асимметрии обеспечивает стабильность и выживание в неблагоприятных условиях.
5) Закон критической массы органа управления. Система целесообразно функционирует, пока масса органа управления на 2 порядка меньше управляемой системы.
Принципы функционирования систем:
1) Принцип целостности.
2) Принцип структурности.
3) Принцип взаимосвязи и взаимозависимости системы и среды.
4) Принцип иерархичности.
5) Принцип множественности описания каждой системы (многоаспектность)
6) Принцип историзма
7) Принцип динамизма и развития системы.

2. Педагогическая система и её характеристика.
Одной из разновидностей социальных систем является педагогическая система – множество взаимосвязанных структур и функциональных компонентов, подчинённых целям образования, воспитания и развития личности (Н. Кузьмина).
Педагогический процесс является педагогической системой.
Функциональными компонентами педагогической системы являются:
1) Целевой
2) Содержательный
3) Деятельностный
4) Аналитико-результативный компонент
Педагогическая деятельность – особый вид специальной деятельности, направленный на передачу опыта от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определённых ролей в обществе.

Комментариев нет: