вторник, 24 июня 2008 г.

продолжение

3. Управление педагогическими системами. Функции и принципы управления педагогическими системами.
Управление – функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ и целей. Управление педагогическими системами представляет собой целенаправленное сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса.
Основной целью управления является эффективное и планомерное использование сил, средств, времени, людских ресурсов для достижения результата.
Функции управления:
1) Функция педагогического анализа. В зависимости от содержания различают следующие виды анализа:
- Параметрический анализ.
Состоит в изучении ежедневной информации о ходе педагогического процесса. Предметом его выступают отдельные уроки, коллективные дела, текущие дела. Решения, принятые на основе данного анализа требуют оперативного управления.
- Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых повторяющихся связей. Предметом его является система уроков, система внеклассной работы. Система деятельности определённого учителя. Решение этого тематического анализа определяет технологию итогового анализа.
- Итоговый анализ.
Охватывает более значительные временные, пространственные и содержательные рамки, включает изучение основных результатов педагогической деятельности в конце четверти учебного года.
2) Является базой для реализации последующих функций управления.
3) Целеполагание и планирование. Построение иерархии целей.
4) Функция организации деятельности.
5) Функция контроля и регулирования.
Контроль должен быть:
- систематичным
- объективным
- действенным
- компетентным

4. Педагогический менеджмент - управленческая деятельность учителя, осуществляемая в классе направленная на достижение целей развития личности ребенка, готового к жизни в новых социально-педагогических условиях
Термин "менеджмент" имеет достаточно широкую трактовку, вследствие чего любое его определение будет неполным. В целом - это комплекс общих подходов, форм, приемов, методов, обеспечивающих компетентно-профессиональное управление конкретной системой, независимо от характера и вида управленческой ситуации по достижению поставленных целей и задач.
Что касается образовательного процесса, то педагогический менеджмент в обучении есть целенаправленная педагогическая деятельность руководителей по организации и созданию эффективной системы управления процессом обучения специалистов. Сам же процесс обучения следует рассматривать как единый педагогический технологический процесс - педагогическую технологию. (Н.А. Давыдов, Н.А.Бойченко,1992)
Вхождение педагогического менеджмента в образовательный процесс заставил изменить ортодоксальные взгляды педагогов на свою педагогическую деятельность, наконец, получить новое качество и удовлетворение в педагогическом процессе.
До настоящего момента это качество отсутствовало как в процессе передачи знаний, так и в процессе получения их обучающими. Это объясняется остаточным принципом, который продолжает доминировать в деле обучения специалистов, особенно будущих, наносит непоправимый ущерб, проявляется "провалом" в разработке и реализации различных реформ.
Возникло разительное несоответствие потребности развивающегося общества в высококомпетентных специалистах возможностям нашего сегодняшнего образования. И это несоответствие приближается к критической отметке. Назрела необходимость широкого, коренного преобразования всей традиционной системы обучения и осуществить это без педагогического менеджмента невозможно.
В свою очередь менеджмент невозможен без регулярного отслеживания всего процесса управления, т.е. мониторинга. В любом управленческом процессе мониторинг следует рассматривать как одно из важнейших и крайне необходимых технологических звеньев.

Комментариев нет: